Рекапитуляции теория

Рекапитуляции теория
(от лат. recapitulatio - сжатое повторение) в психологии и педагогике
   — концепция психического развития, рассматривающая становление индивидуального сознания как сокращённое воспроизведение (повторение) исторических этапов развития сознания человеческого рода. Идея такой повторяемости возникла в античной философии (Платон и др.), высказывалась философами Средневековья и была сформулирована в начале 19 в. Г. Гегелем в "Феноменологии духа". В отечественной философии проблему повторяемости в развитии сознания разрабатывали Б.М. Кедров (связывал её с соотношением логического и исторического в формах культуры) и Э.В. Ильенков (в его концепции понятия идеального и культуры соотнесены с категориями логического и всеобщего). Идею о параллелизме между развитием ребёнка и развитием человеческого рода использовал в педагогическом аспекте И.Ф. Гербарт, обосновывая культуросообразность воспитания. В 19 в. аналогичная повторяемость была сформулирована Ю. Мюллером и Э. Геккелем в форме биогенетического закона. Л.С. Выготским были проанализированы осн. теории повторяемости, разработанные в конце 19-1-й четверти 20 вв.
   Среди мн. попыток определения стадий психического развития ребёнка на основе биогенетического закона им были выделены следующие 4 направления.
   Теория рекапитуляции (Г.С. Холл и его школа) использовала прямую аналогию с биогенетическим законом и рассматривала развитие ребёнка как обусловленный наследственными причинами процесс, течение которого определено осн. линией эволюционного развития. Важнейшие стадии в их строго закономерной последовательности автоматически воспроизводятся одна за другой.
   Теория отбора (Э. Торндайк) объясняла наличие аналогий между развитием индивида и рода не автоматическим повторением, а действием одинаковых причин, определяющих оба процесса.
   Теория соответствия (Э. Клапаред, К. Коффка, П.П. Блонский) объясняла параллелизм онто- и филогенеза сходством обоих рядов, в основе которых лежит один и тот же процесс органического развития. В обоих рядах обнаруживаются сходные черты, присущие всякому процессу развития, в котором существует закономерная последовательность ступеней - от примитивных и обобщённых форм к сложным и дифференцированным.
   Теория социогенеза (А.Б. Залкинд, К.Н. Корнилов, А.П. Пинкевич) исходила из социальной обусловленности биологии человека и отрицала автоматическую связь развития ребёнка с прошлым человечества.
   Оценивая различные подходы в русле теории повторяемости, Выготский полагал, что биогенетический закон не следует ни игнорировать, ни придавать ему универсальное значение. В собственной культурно-исторической теории Выготский отвёл решающую роль в процессе развития ребёнка его "социальному сотрудничеству" со взрослым. Вместе с тем при выявлении происхождения психических функций у ребёнка (внимания, памяти и пр.) он использовал материалы их исторического социогенеза. Фактически он проводил параллель между онтогенезом и историей, не оформив такую параллель в развёрнутую теорию. Развитие идей Выготского его последователями (А.Н. Леонтьев и др.) углубило эту параллель. В мировой психологии, начиная с 30-х гг., интерес к биогенетическому параллелизму стал угасать, появились теории, основанные на принципиально иных позициях.
   В настоящее время проблема повторяемости снова приобретает научное значение, но уже не в контексте биогенетического закона, а в связи с общим подъёмом культурологических исследований (М. Вартовский, К.Гирц, В.С. Библер и др.) и попытками использовать их результаты в изучении онтогенетического развития человека (Д. Брунер, М. Коул и др.). Идея о соответствии этапов воспитания ступеням развития культуры находит, в частности, воплощение в концепции "школы диалога культур". Наметились тенденции разработки современного варианта полидисциплинарной Р.т., имеющего важное значение для теории и практики образования.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 237-238)

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Рекапитуляции теория" в других словарях:

  • Рекапитуляции теория — – теория Э.Геккеля, согласно которой «онтогенез повторяет филогенез». Теория имеет весьма убедительные, неопровержимые эмбриологические подтверждения и, что также существенно важно, она указывает на появление психической активности у плода… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • РЕКАПИТУЛЯЦИИ ТЕОРИЯ — (от лат. recapitulatio сжатое повторение). в психологии и педагогике, концепция психического развития, рассматривающая становление индивидуального сознания как сокращённое воспроизведение (повторение). ист. этапов развития сознания человеческого… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • РЕКАПИТУЛЯЦИИ, ТЕОРИЯ — Как выражено в довольно броской фразе: «Онтогенез кратко повторяет филогенез», доктрина, согласно которой развитие индивидуального организма является микрокосмическим повтором эволюции его вида. Эта теория имела два не несвязанных между собой… …   Толковый словарь по психологии

  • Синтетическая теория эволюции — (также современный эволюционный синтез)  современная эволюционная теория, которая является синтезом различных дисциплин, прежде всего, генетики и дарвинизма. СТЭ также опирается на палеонтологию, систематику, молекулярную биологию и другие.… …   Википедия

  • КУЛЬТУРНЫХ ПЕРИОДОВ ТЕОРИЯ — Во многом сомнительная теория, в которой утверждается, что (а) все культуры в своем развитии проходят ряд стадий (или периодов) и что (б) каждый индивид развивается, таким образом, который отражает последовательность этих периодов. Более… …   Толковый словарь по психологии

  • Биогенетический закон —     закономерность в живой природе, сформулированная в 1866 немецким учёным Э. Геккелем и состоящая в том, что индивидуальное развитие особи (онтогенез) является коротким и быстрым повторением (рекапитуляцией) важнейших этапов эволюции вида… …   Педагогический терминологический словарь

  • Биогенетический закон —         закономерность в живой природе, сформулированная немецким учёным Э. Геккелем (1866) и состоящая в том, что индивидуальное развитие особи (Онтогенез) является коротким и быстрым повторением (рекапитуляцией (См. Рекапитуляция)) важнейших… …   Большая советская энциклопедия

  • ХОЛЛ — (Hall) Грэнвилл Стэнли (1844 1924) американский психолог, один из основателей педологии. После окончания духовной семинарии получил образование в Германии, в том числе у Г. Фехнера и В. Вундта (д р философии, 1878 80). С 1881 г. преподавал… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Биогенетический закон — Геккеля Мюллера (также известен под названиями «закон Геккеля», «закон Мюллера Геккеля», «закон Дарвина Мюллера Геккеля», «основной биогенетический закон»): каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет в известной… …   Википедия

  • БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН — БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН, формулированный Эрнстом Геккелем (Haeckel), устанавливает закономерное соотношение между индивидуальным развитием организма (онтогенезом) и развитием данной формы в течение эволюционного процесса (филогенезом).… …   Большая медицинская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»